Задви́жка клиновая — трубопроводная арматура, устанавливающаяся на линиях различных производств в качестве запорного органа. Запирающий элемент данного оборудования в процессе работы находится в крайних положениях «закрыто или «открыто».
Устройство и принцип действия
Рассмотрим конструкцию задвижки клиновой в общем виде. Она состоит из стального корпуса и крышки, которые образуют полое пространство, в котором пребывает рабочая среда под давлением и в середине которой находится клиновой затвор. Для установки задвижки на трубопроводе корпус имеет два присоединительных конца – фланцевый, под приварку. Так же в полости корпуса имеются два седла, которые могут быть расположены параллельно или под наклоном друг к другу, в закрытом положении задвижки к их уплотнительным поверхностям прижимаются уплотнения затвора. С помощью выдвижного шпинделя, затвор двигается в плоскости. Перемещение затвора в нужном направлении при управлении вручную или электроприводом обеспечивает шпиндель с ходовой гайкой, образующие резьбовую пару. Управляющий элемент задвижки (маховик, электропривод, редуктор) крепится на задвижке при помощи болтов или шпилек, присоединение стандартное.
Конструкция запорного органа клиновой задвижки
Упругий клин
Упругий клин образуется с помощью двух дисков, под углом и жестко скрепленными между собой. В отличие от жесткого клина, он значительно снижает вероятность заклинивание затвора и сложности открытия задвижки. Такой клин имеет целый ряд достоинств – маловероятный износ уплотнительных поверхностей, высокая герметичность, небольшое усилие, необходимое для закрытия, имеет способность восполнять возможные деформации корпуса от нагрузок и переменчивости температур.
Применение
Задвижка 30с41нж применяется только в роли запирающего элемента на технологических линиях, так как существует только два режима работы данного оборудования – «открыто» / «закрыто», исключая какие-либо промежуточные.
Задвижка 30с41нж широко распространена на рынке трубопроводной арматуры из-за доступной стоимости и высокого уровня герметичности при перекрытии трубопроводной линии. Их часто используют для систем водоснабжения и транспортировки нефти и нефтепродуктов, агрессивных сред. Уплотнительные элементы и материал корпуса такой задвижки достаточно устойчивы к такого рода применению.
Рабочие среды
Класс опасности по ГОСТ 12.1.007 – 1,2,3,4.
Группа Б (в), В: жидкие и газообразные среды - пар, вода, воздух, азот, нефть, газ природный, аммиак, жидкие нефтепродукты и углеводороды, масляные фракции и др. среды, в которых скорость коррозии материала корпус не превышает 0,2 мм в год.
Задвижка 30с41нж изготавливается по ТУ 28.14.13-001-46186300-2020 и соответствует требованиям ТР ТС 010/2011, ТР ТС 032/2013, ГОСТ 5762, ГОСТ 12.2.063.